На предыдущую статью ] Наверх ] На следующую статью ] 
 


Почему есть дети, которые не хотят учиться?

     Давайте зададимся вопросом: а чего мы собственно хотим, когда берёмся за воспитание ребёнка? Чего мы хотим  от данного конкретного ребёнка сейчас, в ближайшем и в отдалённом будущем? Почему мы часто сердимся и раздражаемся, когда нас что-то не устраивает в нём? Оказывается, мы все, осознанно или неосознанно хотим, чтобы наш ребёнок был похож на нас самих, какие мы есть на самом деле или таких, какими мы мечтали стать. Нам не дано знать, кем станет тот или иной ребёнок, но мы выстроили желанный образ и страдаем, если ребёнок не похож на него. Если ребёнок неуклюж, медлителен или излишне подвижен, всё это может с лихвой окупиться какими-то другими способностями, которых мы пока не замечаем. То, что является опорой для одного, его сильной стороной, его плюсом, для другого может быть не нужно, невозможно и даже вредно. Многие отрицательные стороны поведения ребёнка могут быть лишь обратной стороной его сильных проявлений. Ребёнок имеет право на индивидуальность, право быть другим. Никто не идеал и никого не надо навязывать в качестве образца для подражания. Не забывайте, что ваша оценка поведения или каких-то результатов деятельности ребёнка всегда субъективна. И всегда найдётся кто-то другой, кто увидит в этом ребёнке то хорошее, чего не разглядели вы.

     Мы часто любим в ребёнке результаты своих трудов. А если этих результатов нет, то спешим обвинить в этом ребёнка: он невнимателен, он ленив, он бестолков.  Но то, что наш ребёнок такой, это следствие наших педагогических просчётов. Мы должны сделать так, чтобы ребёнок захотел учиться, чтобы он почувствовал вкус к познанию нового, интересного, непонятного. Насильно, принуждением выучить нельзя. По словам Анатоля Франца "Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом." Для успешного обучения мы должны превратить свои требования в хотения ребёнка. Если деятельность скучно и неинтересна ребёнку, процесс не находит у него эмоционального отклика, то не включаются в работу "главнокомандующие мозга" - лобные области, которые корректируют, направляют любую сложную деятельность, с помощью которых человек ставит цели и сравнивает с ними результаты своих действий. Поэтому знания, которые мы пытаемся дать ребёнку, не выстраиваются в систему, остаются разрозненными, мозаичными, легко забывающимися. Наша задача - сделать обучение интересным и посильным.

     Родителям и педагогам надо понимать:

  1. Никакой  маленький ребёнок не может быть ленивым. Лень - это защита организма, который не справляется с непосильными нагрузками. Ребёнку трудно и он старается уйти от наших обучающих воздействий, чтобы не переутомится. Надо срочно искать причину - почему трудно. Может быть для занятий с ним нужна другая методика?
  2. Нам трудно обучить малыша - он еще не умеет ставить познавательных целей ("хочу научиться") и его обучение не может быть построено на воле и чувстве долга. Оказывается, взрослый ориентируется в обучении на результат, а ребёнок - на процесс, на свои усилия. Если он старается, то уже считает себя хорошим, и свой результат ему обычно нравиться. Помните: прежде чем ругать за результат, надо похвалить за старание и выразить уверенность в том, что в следующий раз у него обязательно получится лучше.
  3. Без взрослого ребёнок не только плохо развивается, но и вообще никогда не станет человеком (вспомните реальных "маугли"). Важнейший момент нормального психического развития ребёнка - совместная деятельность со взрослым. Учитесь вместе с ребёнком, объединяйтесь с ним против объективных трудностей, станьте его союзником, а не противником или сторонним наблюдателем.
  4. Для нормального развития ребёнка необходимы стрессы. Начальная фаза стресса заставляет ребёнка активно действовать, осуществлять поисковую деятельность. В приложении к процессу обучения это означает, что если ребёнку давать только заведомо легко решаемые задачи, то он не будет развиваться, надо лёгкие задачи чередовать с трудными, требующими значительных усилий. Самая последняя, разрушающая фаза стресса - "выученная беспомощность". Если мы даём детям задания, которые они не в силах выполнить, мы даём им опыт беспомощности. Дети обучаются беспомощности своих действий. Если один, два, три раза ребёнок не смог выполнить задание, то после этого он уже и не ищет решения. Очень тяжело ребёнком переживается ситуация, если он знает, что другие эту задачу решают. И здесь очень многое зависит от оценки учителя. Если учитель или мама говорит: "Я так и знала, что ты не решишь", "Ты всё равно никогда не сможешь", - то это обучение беспомощности.
  5. Таким образом, необходимо, чтобы каждый ребёнок в течение дня испытывал успех и преодолевал трудности. При этом ни в коем случае нельзя допускать, чтобы трудности приводили к фазе истощения.
    Ребёнок приходит в детский сад или в школу, чтобы научиться, а не для того, чтобы показать свои знания и умения. Но взрослые очень любят уличать его в неумении. Постоянная установка педагога на поиск ошибок приводит к тому, что дети панически боятся сделать ошибку. А боязнь ошибиться ограничивает самостоятельный поиск, творчество, формирует исполнительский стиль мышления.
  6. Учитель или воспитатель или родитель знает правильный ответ, является носителем истины. Её он пытается передать детям. Немецкий педагог Гербарт писал, что плохой учитель преподносит истину, а хороший учит её находить. В этом большой смысл. Для мозга ребёнка, для его развития, для развития психики это совсем разная работа: запомнить то, что сказал учитель или, в результате собственной мыслительной деятельности, направляемой учителем, самому прийти к определённому выводу.

     Наша основная цель - предостеречь педагогов и родителей от непродуманных решений, сделать одной из главных заповедь "не навреди". Мы должны помнить, что от нас зависит, как будет развиваться мозг ребёнка, полноценной ли будет его психика, образно говоря, какие ворота мы откроем для неё, а какие закроем навсегда.

По материалам книги Еремеевой В.Д. и Хризман Т.П. "Мальчики и девочки - два разных мира".
Нейропсихологи - учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам.
ЛИНКА-ПРЕСС, Москва, 1998 г.

На предыдущую статью ] Наверх ] На следующую статью ] 

Hosted by uCoz