-
Насколько богат словарь ребёнка ( Знает ли он названия животных,
посуды, мебели, насекомых, транспорта, овощей, фруктов). Может ли
подобрать обобщающее слово (например, банан,
апельсин, яблоко – это фрукты).
Может ли подобрать определение к существительному (например, яблоко
– красное, зелёное,
спелое, большое,
сочное, вкусное…); -
Владеет ли ребёнок грамматическими категориями ( Умеет ли
согласовывать слова в предложении, какими предложениями разговаривает
( простыми – например, «Вова играет.» или сложными – например, «Вова
любит играть со своими кубиками.»); -
Развита ли фонематическая сторона речи ( Не переставляет ли
ребёнок звуки и слоги в словах, может ли на слух определить, какой звук
произнёс взрослый, выделить заданный звук среди прочих звуков на слух и
на письме); -
Чётко ли произносит все звуки родного языка. -
Развита ли речь ребёнка ( может рассказать-пересказать сказку,
пересказать рассказ, выстроить рассказ по картинке с сюжетом и по серии
сюжетных картинок, составить описание предмета). К
пяти годам речь ребёнка должна быть в основном сформирована, то
есть ребёнок должен обладать всеми вышеперечисленными навыками.
Если у ребёнка возникают сложности с каким-либо
аспектом речи, лучше как можно раньше обратиться за консультацией к
логопеду. Желательно, чтобы это был квалифицированный специалист,
работающий либо в поликлинике либо в детском саду, поскольку в этих
учреждениях работают логопеды с дипломом государственного образца, с
лицензией и аттестацией Министерства образования РФ, регулярно повышающие
свою квалификацию. Логопед проведёт полное обследование речи
вашего ребёнка, выявит особенности речевого развития, даст рекомендации
по совершенствованию речи и произношения. Это могут быть либо
занятия только по коррекции звукопроизношения, либо по коррекции
звукопроизношения и развитию речи, либо занятия по формированию
фонематической стороны речи. Может быть рекомендован логопедический
детский сад, где занятия по логопедии проводятся ежедневно и в комплексе
с другими дисциплинами ( психологией, массажем, ЛФК, врачебным
контролем).Может быть дан совет обратиться к другим специалистам для
более полной диагностики состояния ребёнка ( ортодонту,
психоневрологу, психологу, неврологу, психотерапевту,
нейропсихологу, невропатологу, дефектологу). Пугаться этого не следует,
поскольку важно помочь ребёнку, а проблемы речевого плана могут быть
связаны с проблемами общего развития и без коррекции общих проблем со
здоровьем не может быть скорректировано звукопроизношение и другие
стороны речи. Советы логопеда Если же звукопроизношение у ребёнка в порядке и
логопед дал заключение о правильном речевом развитии ( соответственно
возрасту ребёнка), то взрослый дома может самостоятельно позаниматься с
ребёнком, используя логопедические игры, стихи, считалки, скороговорки,
загадки. Они могут служить не только для тренировки правильного
произношения, но и помочь поразмышлять над звуковым, смысловым,
грамматическим содержанием слова. Благодаря этим упражнениям ребёнок
научится различать звуки речи (фонемы) на слух, выделять их из слова,
сравнивать между собой. А это – главное условие не только
формирования правильного звукопроизношения, но и успешного обучения
чтению и письму. Произнести новый для ребёнка звук в слове,
использовать его в повседневной речи – дело непростое.
А соединить этот процесс с осмыслением значения слова, его
грамматического строения, места во фразе – задача очень сложная.
Необходимо помнить об этом, помогая ребёнку выполнять упражнения.
Помощь родителей, всех взрослых членов семьи в этой непростой
работе необходима и ценна. Хочется подчеркнуть особо, что даже при видимом
благополучии речевого развития ребёнка лучше сходить на
консультацию к логопеду, поскольку только специалист уверит вас в том,
что действительно всё в порядке. Пожалуйста, не беритесь сами «ставить» (
вызывать) отсутствующий в речи звук или проводить коррекцию
дефектного звука, не заставляйте произносить «трудный» для ребёнка звук,
если он не умеет этого делать. Поверьте, гораздо труднее сломать
неправильно выработанный стереотип звукопроизношения, чем создать новый.
Поэтому доверьте коррекцию звукопроизношения логопеду, поскольку
логопед владеет специальными знаниями и приёмами коррекции
звукопроизношения. Если же логопед предложил вам позаниматься
дома по его заданиям, то прислушайтесь к следующим советам: -
будьте дружелюбны и уважительны к ребёнку; -
дайте почувствовать ребёнку, что занятия – не скучная,
неизбежная повинность, а интересное, увлекательное дело, игра, в
которой он обязательно победит; -
поощряйте малейшие успехи ребёнка и будьте терпеливы при
неудачах; -
возьмите за правило заниматься систематически ( не раз от
разу, а в намеченные дни не отступая от графика, поскольку только
систематические занятия дадут желаемый эффект; -
подбирайте задания по настроению ребёнка ( если ребёнок
настроен шаловливо, предложите игру с хлопками, прыжками,
не требующую особой усидчивости, если ребёнок спокоен, задумчив
– поиграйте в более сложные, требующие внимания и сосредоточенности
игры). Логопед может
также объяснить, как управлять речевым дыханием, движениями языка,
губ, челюсти, чтобы правильно произнести звук. Зачастую это сложная и
трудоёмкая для ребёнка задача. Не требуйте, чтобы он сразу
правильно употреблял новый для него звук в повседневной речи.
Ребёнок должен многократно в течение многих дней, повторять его
отдельно, затем в слогах, словах, фразах, стихах. Только после этого
звук появляется в его речи. Стихи, насыщенные изучаемым звуком,
нужно прочитать ребёнку целиком, разобраться в содержании, повторить
несколько раз, чтобы ребёнок привык произносить нужный звук в
речевом потоке. Вот, пожалуй, все пожелания, которые можно
высказать перед началом сотрудничества с ребёнком в
совершенствовании его речи. Желаем успеха!
Как определить достаточно ли развита
речь вашего ребёнка и нужна ли помощь логопеда ?
Главными критериями
в определении развития речи ребёнка являются следующие аспекты:
Учитель-логопед высшей категории д/с № 2320 Галяева Ирина Николаевна