[Наверх]
 

   Детский сад №2320 как экспериментальная площадка Ассоциации "Школа-2000"

    Если раньше приоритетной целью являлось формирование у дошкольников устойчивой системы знаний, умений, навыков, то в новых условиях акцент смещён в сторону развития деятельностных способностей. Для этого знания даются не в готовом виде, а постигаются детьми путём самостоятельного анализа, сопоставления существенных признаков. Ребёнок выступает в роли «исследователя», «открывающего» основополагающие свойства и отношения. А воспитатель подводит детей к этому «открытию», организуя и направляя учебные действия. Именно деятельностная система обучения легла в основу экспериментальной работы, проводимой в нашем детском саду с сентября 2001 года. Тема нашей работы: «Построение образовательного пространства на основе деятельностного подхода в дошкольном образовательном учреждении» (под руководством Ассоциации «Школа-2000»). Целью эксперимента является создание и апробация методического комплекта по математике и ознакомлению с окружающим миром для дошкольного образования на деятельностной основе.
    Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их счёту, чтению, письму. Между тем, исследования показывают, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объём знаний, умений, навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. Поэтому главной целью дошкольной подготовки должно стать всестороннее развитие ребёнка - развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности. Всем вышеперечисленным требованиям отвечает курс математики по программе «Школа-2000». Умственное и личностное развитие детей включает в себя развитие всех психических функций: восприятия, внимания, фантазии, памяти, мышления, речи. При этом особое значение имеет развитие фантазии, воображения, творческих способностей. Именно творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формирует личность ребёнка, развивает у него самостоятельность и познавательный процесс. Исходя из этого, основополагающими принципами программы эксперимента являются:

1. Принцип психологической комфортности –
создаётся образовательная среда, обеспечивающая снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса.

2. Принцип деятельности –
новое знание не в готовом виде, а через самостоятельное открытие его детьми.

3. Принцип минимакса –
обеспечивается возможность разноуровнего обучения детей, продвижение каждого ребёнка своим темпом.

4. Принцип целостного представления о мире –
при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира.

5. Принцип вариативности –
у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора.

6. Принцип творчества –
процесс обучения сориентирован на приобретении детьми собственного опыта творческой деятельности.

7. Принцип сотрудничества –
Сотрудничество развивается на следующих уровнях:

  • Педагог - педагог, когда речь идёт о совместном продумывании и организации занятий;
  • Педагог - дети, когда занятия строятся как совместная деятельность;
  • Педагог – дети - родители, когда родители принимают активное участие в решении задач, поставленных программой эксперимента.

8. Принцип непрерывности –
обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения.

    В нашем детском саду образовательный процесс строится вокруг ребёнка, обеспечивая развитие его компетентности, самостоятельности, творческой активности, гуманного отношения к окружающим.
Необходимым условием, определяющим в последующие годы успешное духовное и интеллектуальное развитие детей, с нашей точки зрения является организация их самостоятельной поисковой деятельности. В силу этого учебный материал строится не в виде готовых знаний, а в виде проблем, побуждающих к поиску, «открытию». Так, например, ребёнку предлагают прокатить два предмета через ворота. Дети самостоятельно приходят к выводу, что шар катиться, потому что он круглый, без углов, а кубу мешают катиться углы. Таким образом, самостоятельные «открытия» детей, разрешающие проблемные ситуации, выявляют существенные признаки предметов и явлений окружающего мира и создают условия для дальнейшего продвижения вперёд.
    Поисковая деятельность – это своеобразная модель жизненной ситуации. Стратегия поведения вырабатывается очень рано и зависит от многих условий. Огромное значение имеет опыт первых лет жизни. Проблемность обучения способствует развитию гибкости, вариативности мышления, формирует активную творческую позицию ребёнка. Именно здесь зарождается жизненная стратегия, способность адаптироваться к новым условиям, умение воспринимать жизненные изменения как сигнал к активности, а не как причину для тревоги.
    Для педагогов, работающих в нашем детском саду, принципиально важно, чтобы математика вошла в жизнь детей не как теория, а как знакомство с интересными явлениями окружающего мира, «открытие» закономерных связей и отношений этого мира. Весь процесс обучения строится на как можно более раннем возникновении у детей вопроса «Почему?». Ведь с появлением этого вопроса открывается новая эра в развитии ребёнка. Это возникновение интереса к процессу, причине, первые собственные выводы, и удивление, и «горящие глазёнки» и желание узнать «ещё и ещё». Здесь мы закладываем мотивационную сферу дальнейшего развития личности, формируем познавательный процесс, у детей проявляется интеллектуальная активность.
    Дошкольный возраст – это возраст, когда эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому первостепенное значение имеет индивидуальный подход, дозировка сложности заданий, которая должна создать ситуацию успеха для каждого ребёнка. Каждый ребёнок должен продвигаться вперёд в своём темпе и с постоянным успехом. Он сам, окружающие его дети, воспитатели, родители должны быть твёрдо убеждены, что он – молодец, что у него - получается, возникающие трудности – преодолимы. Без этого состояния, самоощущения невозможно формирование адекватной самооценки, уверенности в своих силах, что является, как известно, одной из главных характеристик свободной, творческой личности.
Чтобы помочь ребёнку справиться с большой и трудной задачей познания, педагогический коллектив детского сада руководствуется следующими принципами:

  • максимальное внимание следует уделять отстающим детям, новый материал с ними нужно начинать усваивать раньше, чем со всей группой (опережать, а не догонять);
  • необходимо поощрять все усилия ребёнка и само его стремление узнать что-то новое, научиться новому;
  • исключить отрицательную оценку ребёнка и результатов его действий;
  • сравнивать результаты ребёнка только с его собственными, а не с результатами других детей;
  • принудительное обучение бесполезно.

    В ходе занятий широко используются дидактические игры, творческие задания, занимательные задачи и вопросы. Они стимулируют активность детей, создают положительный эмоциональный настрой. В соответствии с возрастными особенностями формы организации занятий очень разнообразны: фронтальная работа с демонстрационным материалом, самостоятельная работа детей с раздаточным материалом, постановка и разрешение проблемных ситуаций, экспериментирование, элементы театрализованной деятельности.
    В каждое занятие включены физкультминутки, тематически связанные с учебными занятиями. Это позволяет переключать активность (умственную, двигательную, речевую), не выходя из учебной ситуации.
Работа над изучаемой темой не ограничивается лишь одним занятием, а включается в контекст всех традиционных для детского сада видов деятельности: игра, рисование, лепка и т. д.
 

[Наверх]

Hosted by uCoz