Детский
сад №2320 как экспериментальная площадка Ассоциации "Школа-2000"
Если раньше приоритетной целью являлось формирование у дошкольников
устойчивой системы знаний, умений, навыков, то в новых условиях акцент смещён в
сторону развития деятельностных способностей. Для этого знания даются не в
готовом виде, а постигаются детьми путём самостоятельного анализа, сопоставления
существенных признаков. Ребёнок выступает в роли «исследователя», «открывающего»
основополагающие свойства и отношения. А воспитатель подводит детей к этому
«открытию», организуя и направляя учебные действия. Именно деятельностная
система обучения легла в основу экспериментальной работы, проводимой в нашем
детском саду с сентября 2001 года. Тема нашей работы: «Построение
образовательного пространства на основе деятельностного подхода в дошкольном
образовательном учреждении» (под руководством Ассоциации «Школа-2000»). Целью
эксперимента является создание и апробация методического комплекта по математике
и ознакомлению с окружающим миром
для дошкольного образования на деятельностной основе.
Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их счёту, чтению, письму.
Между тем, исследования показывают, что наибольшие трудности в начальной школе
испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объём знаний, умений,
навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых
отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. Поэтому
главной целью дошкольной подготовки должно стать всестороннее развитие ребёнка -
развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств
личности. Всем вышеперечисленным требованиям отвечает курс математики по
программе «Школа-2000». Умственное и личностное развитие детей включает в себя
развитие всех психических функций: восприятия, внимания, фантазии, памяти,
мышления, речи. При этом особое значение имеет развитие фантазии, воображения,
творческих способностей. Именно творчество, умение придумывать, создавать новое
наилучшим образом формирует личность ребёнка, развивает у него самостоятельность
и познавательный процесс. Исходя из этого, основополагающими принципами
программы эксперимента являются:
1. Принцип психологической комфортности –
создаётся образовательная среда, обеспечивающая снятие по возможности всех
стрессообразующих факторов учебного процесса.
2. Принцип деятельности –
новое знание не в готовом виде, а через самостоятельное открытие его детьми.
3. Принцип минимакса –
обеспечивается возможность разноуровнего обучения детей, продвижение каждого
ребёнка своим темпом.
4. Принцип целостного представления о мире –
при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями
окружающего мира.
5. Принцип вариативности –
у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически
предоставляется возможность выбора.
6. Принцип творчества –
процесс обучения сориентирован на приобретении детьми собственного опыта
творческой деятельности.
7. Принцип сотрудничества –
Сотрудничество развивается на следующих уровнях:
- Педагог - педагог, когда речь идёт о совместном продумывании и организации
занятий;
- Педагог - дети, когда занятия строятся как совместная деятельность;
- Педагог – дети - родители, когда родители принимают активное участие в
решении задач, поставленных программой эксперимента.
8. Принцип непрерывности –
обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения.
В нашем детском саду образовательный процесс строится вокруг ребёнка,
обеспечивая развитие его компетентности, самостоятельности, творческой
активности, гуманного отношения к окружающим.
Необходимым условием, определяющим в последующие годы успешное духовное и
интеллектуальное развитие детей, с нашей точки зрения является организация их
самостоятельной поисковой деятельности. В силу этого учебный материал строится
не в виде готовых знаний, а в виде проблем, побуждающих к поиску, «открытию».
Так, например, ребёнку предлагают прокатить два предмета через ворота. Дети
самостоятельно приходят к выводу, что шар катиться, потому что он круглый, без
углов, а кубу мешают катиться углы. Таким образом, самостоятельные «открытия»
детей, разрешающие проблемные ситуации, выявляют существенные признаки предметов
и явлений окружающего мира и создают условия для дальнейшего продвижения вперёд.
Поисковая деятельность – это своеобразная модель жизненной ситуации. Стратегия
поведения вырабатывается очень рано и зависит от многих условий. Огромное
значение имеет опыт первых лет жизни. Проблемность обучения способствует
развитию гибкости, вариативности мышления, формирует активную творческую позицию
ребёнка. Именно здесь зарождается жизненная стратегия, способность
адаптироваться к новым условиям, умение воспринимать жизненные изменения как
сигнал к активности, а не как причину для тревоги.
Для педагогов, работающих в нашем детском саду, принципиально важно, чтобы
математика вошла в жизнь детей не как теория, а как знакомство с интересными
явлениями окружающего мира, «открытие» закономерных связей и отношений этого
мира. Весь процесс обучения строится на как можно более раннем возникновении у
детей вопроса «Почему?». Ведь с появлением этого вопроса открывается новая эра в
развитии ребёнка. Это возникновение интереса к процессу, причине, первые
собственные выводы, и удивление, и «горящие глазёнки» и желание узнать «ещё и
ещё». Здесь мы закладываем мотивационную сферу дальнейшего развития личности,
формируем познавательный процесс, у детей проявляется интеллектуальная
активность.
Дошкольный возраст – это возраст, когда эмоции играют едва ли не самую важную
роль в развитии личности. Поэтому первостепенное значение имеет индивидуальный
подход, дозировка сложности заданий, которая должна создать ситуацию успеха для
каждого ребёнка. Каждый ребёнок должен продвигаться вперёд в своём темпе и с
постоянным успехом. Он сам, окружающие его дети, воспитатели, родители должны
быть твёрдо убеждены, что он – молодец, что у него - получается, возникающие
трудности – преодолимы. Без этого состояния, самоощущения невозможно
формирование адекватной самооценки, уверенности в своих силах, что является, как
известно, одной из главных характеристик свободной, творческой личности.
Чтобы помочь ребёнку справиться с большой и трудной задачей познания,
педагогический коллектив детского сада руководствуется следующими принципами:
- максимальное внимание следует уделять отстающим детям, новый материал с ними
нужно начинать усваивать раньше, чем со всей группой (опережать, а не догонять);
- необходимо поощрять все усилия ребёнка и само его стремление узнать что-то
новое, научиться новому;
- исключить отрицательную оценку ребёнка и результатов его действий;
- сравнивать результаты ребёнка только с его собственными, а не с результатами
других детей;
- принудительное обучение бесполезно.
В ходе занятий широко используются дидактические игры,
творческие задания, занимательные задачи и вопросы. Они стимулируют активность
детей, создают положительный эмоциональный настрой. В соответствии с возрастными
особенностями формы организации занятий очень разнообразны: фронтальная работа с
демонстрационным материалом, самостоятельная работа детей с раздаточным
материалом, постановка и разрешение проблемных ситуаций, экспериментирование,
элементы театрализованной деятельности.
В каждое занятие включены физкультминутки, тематически связанные с учебными
занятиями. Это позволяет переключать активность (умственную, двигательную,
речевую), не выходя из учебной ситуации.
Работа над изучаемой темой не ограничивается лишь одним занятием, а включается в
контекст всех традиционных для детского сада видов деятельности: игра,
рисование, лепка и т. д.
|