На предыдущую статью ] Наверх ] На следующую статью ] 
 


Зачем ребенку родители?

     От взаимоотношений всех людей, живущих рядом с ребёнком зависит благополучие семейного климата. В семьях, где царят любовь и взаимопонимание, покой, доброжелательность и душевная теплота, ребёнок чувствует поддержку и понимание близких, уверен в себе, его эмоциональное  состояние в норме. Но, к сожалению, такие семьи скорее исключение, чем правило. Чаще встречаются семьи, где нередки ссоры, недовольство друг другом и окружающими, где атмосфера наполнена тревожностью и напряженностью. Ребёнок нервничает, испытывает психоэмоциональные проблемы, страхи и недоверие к окружающим. В психологии есть очень четкое высказывание: "Невроз ребенка - это невроз семьи".
     В каждой семье формируется своя особенная совокупность подходов, методов и приёмов общения родителей с детьми. Именно родители должны взять на себя всю ответственность за создание благополучного стиля отношений с ребёнком. Не стоит искать универсальные рецепты по воспитанию своих детей, ведь чужие мысли могут только заставить человека размышлять, сравнивать, анализировать. Намного полезнее выявить негативные особенности своих взаимоотношений с ребёнком, обнаружить стереотипы мыслей, поступков, установок, которые негативно сказываются на ваших отношениях с ребенком.
Родителям будет полезно знать признаки двух противоположных дисгармоничных типов семейного воспитания.

Гипоопекающий (недостаточно опекающий) тип воспитания.

      Взаимоотношения с ребенком складываются по схеме эмоционального неприятия ребенка в семье. Ему уделяется недостаточно внимания и заботы, у ребенка не формируется чувство привязанности к родителям, отсутствует теплота и доверительность. Нередко это случается, если он нежеланный, несвоевременный, в неблагополучных семьях, когда родители не задумываются, есть ли у них право иметь в данный момент малыша, за которого они несут полную ответственность. Неприятие может быть обусловлено некоторыми индивидуально личностными особенностями ребенка: не тот темперамент, своеобразие характера, раздражающие привычки. В ребенке видят кучу недостатков, его часто ругают, наказывают, предъявляют непомерные для него требования. Ребенка не принимают таким, какой он есть, из-за этого у него формируется чувство вины, чувство одиночества и отверженности, снижается самооценка. Появляется чувство неуверенности в своих силах, снижается мотивация на достижение жизненных успехов. Растет неудачник, запрограммированный родителями на постоянные разочарования и ошибки. Впоследствии у такого ребенка могут сформироваться агрессивные  и недоброжелательные отношения с окружающим миром либо он может закрыться в себе, стать запуганным и недоверчивым, копить обиды, тревогу и злость на всех, превратясь в унылого пессимиста.
     В некоторых, особенно молодых семьях, наблюдается тенденция к "демократизации" методов воспитания предоставление ребенку безграничных свобод в выборе потребностей и желаний, поведения и взаимоотношений. Это неплохие установки, такой характер взаимоотношений очень ценится подростками, но важно понимать, что в дошкольном возрасте ребенок не может полностью представлять себе последствия своего поведения. А родители просто-напросто перекладывают собственную ответственность на еще несформированную волю и самосознание ребенка. "У меня не ребенок, а золото, - рассказывает папа, - встаёт сам, надевает что хочет, ест что хочет, на компьютере один играет, в своих проблемах сам разбирается". Не правда ли, зачем такому малышу родители? По сути это просто отрицание своего участия в воспитании, нежелание или невозможность уделять ребенку свое драгоценное время, душевное тепло, нежность, недоразвитие у родителей чувства привязанности к ребенку. Родители гордятся такими отношениями в семье, но со временем начинают удивляться, почему их рано повзрослевший ребенок скрытен, лжив, не общается с родителями, душевно черств, не интересуется другими людьми, не понимает их
     Во всех описанных случаях у детей возникает чувство незащищенности, появляются препятствия в развитии потребности в общении, формируются основы социально-психологического отчуждения, искажаются представления о ценностях и нормах, принятых в обществе. Все это способствует поиску неадекватных "способов выживания" - возникает агрессия, страхи, ребенок прячется за фантазиями и враньем. Установка "мир враждебен" закрепляется и может стать основой взаимодействия ребенка с окружающей средой через конфликты и противодействие.

Гиперопекающий (чрезмерно опекающий) тип воспитания.

     Родители проявляют чрезмерную заботу о ребенке, всячески стремятся сами адаптировать его к социальному окружению по собственным правилам. Нередко их ожидания ориентированы на очень высокие жизненные достижения, но при этом не учитываются закономерности развития детской психики и эмоционально-личностные особенности ребенка.
      Например, подобное воспитание осуществляется в семьях, где отношения между супругами дали трещину и ребенок становится единственным звеном, скрепляющим семью. Забота о нем становится целью жизни родителей, ребенок становится центром семьи, божеством. Оберегая ребенка от неизбежных жизненных трудностей, родители тем самым лишают его воли, самостоятельности, поведенческой гибкости, самокритичности. Со временем дети утрачивают способность быть активными, инициативными, привыкают бездельничать, требовать, повелевать. Формирование завышенной самооценки - естественный результат подобного типа воспитания. Столкнувшись с внешним миром, общаясь со сверстниками и не получая повышенного внимания и всеобщего одобрения, подобные дети серьезно переживают, испытывая недостаток в любви. Требуя признания ценности своей личности, дети конфликтуют, доказывая свою уникальность, враждебно и обвинительно относятся к окружающим. Часто они даже не сознают, что неадекватно себя оценивают, и в будущем такого ребенка может ждать трагедия непризнанной посредственности. Часто из маленьких кумиров вырастают большие тираны, не оценившие безоговорочную родительскую любовь и сверх заботу, враждебно относящиеся ко всем окружающим.
     Часто родители искренне хотят вырастить самого умного, самого талантливого, самого-самого ребенка. С ребенком много занимаются, он рано начинает читать, считать. Но родители добиваются, чтобы ребенок был таким, каким они хотят его видеть. Главной установкой, обращенной к ребенку (не обязательно произносимой вслух) становится следующая: "Ты должен делать то, что надо, только в таком случае мы будем любить тебя!" Методами воспитания при этом выбираются требовательность, суперконтроль, бесконечное оценивание и сравнение с другими. Стараясь ухватить кусочки родительской любви, ребенок хронически боится неуспеха, прикладывает неимоверные усилия, чтобы оправдать родительские ожидания. Он изо всех сил старается соответствовать родительскому идеалу. Но это, естественно, получается не всегда. У ребенка развивается тревожность, чувство разочарования в себе.  Нередко стремление сделать из ребенка гения приводит к серьезным нервным срывам и у родителей, и у детей.

     Травмирующим детскую психику и эмоциональное развитие дошкольника является контрастное воспитание. Для ребенка родители - самые важные люди на свете, какими бы они не были. Но иногда между папой и мамой возникают разногласия и они начинают соревноваться между собой, кто в семье голова, воспитывая ребенка совершенно противоположными методами: мама говорит "можно", а папа - "нельзя", мама жалеет, а папа наказывает и т.д.  Ребенок, одинаково любящий папу и маму, постоянно попадает в ситуацию выбора, которая предполагает принятие одного родителя и отвержение другого. Родители, следуя духу соревновательности, меняют свои позиции: то один добрый, то другой. Ребенок, не в силах выработать какую-либо четкую поведенческую линию, вынужден постоянно подстраиваться то под одного родителя, то под другого, лавировать, приспосабливаться, изворачиваться, постоянно находясь в ситуации выбора. Живя в атмосфере хронического эмоционального напряжения, ребенок копит обиду на обоих родителей, его собственное "Я" как бы разрывается на части, он не чувствует собственной целостности и уверенности в себе.
     Похожий тип невротизации ребенка складывается в семьях, где есть конфликт между снохой и свекровью, бабушкой или дедушкой и родителями ребенка.

     Родителям будет нелишне проанализировать свои методы взаимодействия с ребенком, ведь нарушения в стиле воспитания ребенка является основной причиной возникновения отклонений в его психоэмоциональном развитии.
 

Н.Л. Кряжева. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет.
"Академия развития", Ярославль, 2000 г.

На предыдущую статью ] Наверх ] На следующую статью ] 

Hosted by uCoz